Моя Карелия: история

Методический сайт для учителей Республики Карелия

Статистические сведения о росте грамотности населения Карелии по данным переписей населения 1926, 1933 и 1939 гг. (%)

 

 

1926 г.

1933 г.

1939 г.

Оба пола

В том числе

Оба пола

В том числе

Оба пола

В том числе

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Все грамотное население

49,0

61,1

37,5

60,0

68,5

51,6

92,4

96,7

87,5

В том числе:

городское

 

67,7

 

75,3

60,0

72,0

77,8

65,8

95,6

98,7

92,7

сельское

43,5

56,8

31,1

54,2

63,8

44,9

90,8

95,8

84,4

русские

57,4

68,6

46,2

64,9

72,4

57,3

 

 

 

карелы

34,9

47,0

24,4

46,7

56,0

38,8

 

 

 

вепсы

42,0

61,2

25,7

50,3

63,8

39,5

 

 

 

финны

76,3

80,6

70,7

83,3

85,9

79,3

 

 

 

 

История Карелии в документах и материалах: Советский период: Учебное пособие для средней школы / под ред. А. И. Афанасьевой. – 3-е изд., переработ. – Петрозаводск: Карелия, 1992. – С. 189.

 

Примечания: В 1926 и 1939 гг. проводились Всесоюзные переписи населения. В 1933 г. в Карелии была проведена местная республиканская перепись населения по программе Всероссийской переписи 1926 г. Данные переписи населения 1926 и 1933 гг. приведены с учетом всех возрастных групп, по переписи 1939 г. – от 9 до 49 лет. Сведения о грамотности населения по национальностям за 1939 г. отсутствуют.

 

Вопросы и задания к таблице

Проанализируйте данные таблицы по общей численности грамотного населения Карелии. Чем можно объяснить увеличение количества грамотного населения края к концу 1930-х гг.?

На основе данных таблицы составьте столбиковые диаграммы, отражающие грамотность населения Карелии по половому признаку.

Проанализируете данные о грамотности мужского населения Карелии. Потом проанализируйте данные о грамотности женщин в АКССР. Какие выводы можно сделать?

Как можно объяснить меньшее количество (по сравнению с мужчинами) грамотных женщин в Карелии?

Проанализируйте данные таблицы по общей численности грамотного населения в городах и селах Карелии. Какие выводы можно сделать из этих данных? Для наглядности процессов можно составить столбиковую диаграмму.

Сравните количество грамотного мужского и женского населения в селах и городах АКССР в 1926 и 1939 гг. О чем говорит выявленная динамика?

Проанализируйте данные о количестве грамотного населения среди представителей разных национальностей Карелии. Какую картину вы увидели?