Моя Карелия: история

Методический сайт для учителей Республики Карелия

Водлозерская кадриль «Я бежала по поженке»

Я бежала по поженке,

Да прибежала ко часовенке,

Да на часовенке два голубя сидит,

Да один голубь часы говорит,

Да другой голубь приговаривает:

Пильмосозёрушка - картёжники, (д. Пильмасозеро)

Да загорянушка - немытики, (д. Загорье)

Да гольянишки не умеют торговать, (д. Голья гора)

Да только знают нашу репу воровать.

Лузянатушка – ка… киланчики, (д. Луза)

Калакундёна - калаканчики, (д. Калакунда)

Да варешпёла - кошели, кошели, (д. Варешпельда)

Да Коскосалма - черныши, черныши, (д. Коскосалма)

Канзанаволочана - безбожники, (д. Канзанаволок)

Да пелгостровушка - верёвочники, (о. Пёлгостров)

Да Рагунова - катанёжники, (д. Рагуново)

А Путилова - голзуны, голзуны, (д. Путилово)

А Половина - шелгачи, шелгачи, (д. Половина)

А чуяльчана - лапотаюшки, (д. Чуяла)

Великострова - непытаюшки, (д. Великостров)

Охтомострова - бесенятушки, (д. Охтомостров)

А маткалахтяна - монахи, (д. Маткалахта)

Однозубые рубахи.

Я бежала по поженке,

Да прибежала ко часовенке,

Да на часовенке два голубя сидит,

Да один голубь часы говорит,

Да другой голубь приговаривает:

Узывались, узывалися,

 Да в Куганаволок собралися,

Да в Куганаволок собралися,

Да водлозёрами назвалися. 

Лис Т. В., Червякова Н. В. Фольклорная практика студентов КГПУ в Водлозерском Национальном парке. Итоги и перспективы сотрудничества. – Режим доступа: http://resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2009/Pole_work_085-92.pdf

Задания:

  1. На карте-схеме «Поселения Водлозерья – копия» (в формате doc) отметьте красным цветом деревни, упоминаемые в тексте, и последовательно соедините их. Каково основное направление при перечислении деревень? (Начиная с четвертой деревни – Лузы, прослеживается, за некоторыми исключениями, тенденция упоминания деревень «от севера к югу»).
  2. Пользуясь таблицей «Занятия водлозеров в отражении прозвищной традиции», подчеркните в тексте песни прозвища, связанные с хозяйственными занятиями водлозеров. начиная с четвертой деревни – Лузы, прослеживается, за некоторыми исключениями, тенденция упоминания деревень «от севера к югу». Какие занятия, ремесла и промыслы были развиты в Водлозерье? (Основными занятиями водлозеров было рыболовство, земледелие, охота, важны были такие занятия, как торговля, лесосплав, смолокурение, плетение из бересты, катание валенок, витье веревок, земледелие, бондарное ремесло, торговля и многое другое. Как мы видим, жители Возлозерья были мастерами на все руки). Какое занятие, судя по количеству упоминаемых в тексте прозвищ и материалам таблицы, было основным? (Основным занятием было рыболовство).