Моя Карелия: история

Методический сайт для учителей Республики Карелия

Верста́ ‑ русская единица измерения расстояния, до реформы XVIII века равнялась современным 1066,781 метра

Воево́да – в России вторая половины XVI-начала XVIII в. : высший местный управитель, назначавшийся царем. Совмещал административные и военные функции в управлении определённой административно-территориальной единицей. В случае нападения неприятеля воевода был обязан собрать войско (полк), командовал им. Воевода ведал сбором податей, судом.

Дьякв России XVII в.: государственный служащий.

Ке́лья — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре.

Оби́тель – монастырь

Па́шенные солдаты - особая категория населения, несшая службу царю.  Как правило, несли пограничную службу, но могли направляться и в дальние походы. Имея земельные наделы и собственное хозяйство, за счёт которых они существовали, пашенные солдаты освобождались от значительной части налогов и повинностей.

Пого́ст - крупное селение с церковью и кладбищем

Подья́чий - канцелярский служащий в государственных и местных учреждениях России XVII-начала XVIII в. низшего ранга

Поса́дское население (посадские люди)торговое и ремесленное население городов

Про́мыслы, ед. ч. – про́мысел -  1. Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования (часто дополнительно при сельском хозяйстве). 2. Промышленное предприятие (или сеть предприятий) добывающего типа. Горные промыслы. Соляные промыслы. Рыбный промысел.

Пу́стынь ‑ монастырь, возникший в безлюдной местности

Старообря́дцы ‑ приверженцы религиозных течений в русле русских православных традиций,  не признающие церковную реформу патриарха Никона.

Стрельцы́ ‑ в Русском государстве XVI — начала XVIII вв.: служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием.

Съе́зжая (приказная) изба -  в России XVII в. - канцелярия воеводы. Сюда «съезжались» служилые люди уезда на смотры и перед походами.

Тра́пезная — церковное помещение  для совместного приёма пищи, богослужений, а также общественных нужд.

Церковная реформа патриарха Никона – реформа 1650-1660-х гг. Была направлена на унификацию текстов богослужебных книг и церковных обрядов. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии, претерпевшая серьезные внешние изменения с X в. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а против солнца (с запада на восток), вместо земных поклонов надо делать поясные, были и некоторые другие изменения. Царь Алексей Михайлович поддержал реформу. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. Приверженцы старых обрядов впоследствии получили название «старообрядцы». Со временем в рамках старообрядчества сформировался целый ряд религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих церковную реформу, предпринятую  патриархом Никоном.